ПОЛОЖЕНИЕ
о пилотных школах по обучению предметам ЕМЦ на английском языке
(5-11 классы)
I. Общие положения.
Данное Положение «О пилотных школах (далее – Пилотная школа) по обучению предметам естественно-математического цикла на английском языке (5-11 классы)» (далее – Положение) регламентирует процесс обучения предметам ЕМЦ на английском языке в пилотном режиме.
В своей деятельности Пилотная школа руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.), Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующих типов, настоящим Положением «О пилотных школах по обучению предметам естественно-математического цикла на английском языке (5-11 классы)», Уставом организации образования и другими нормативными правовыми актами в области образования.
Основанием для открытия пилотных школ является приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан «О внесении дополнений в приказ Министертсва образования и науки Республики Казахстан от 6 ноября 2014 года № 455 «О пилотном внедрении обновленного содержания образования» № 556 от 31 октября 2017 года.
Пилотная школа – это инновационная площадка для выявления положительных и отрицательных сторон перехода к обучению одному или нескольким из четырех предметов ЕМЦ (физика, химия, биология и информатика) на английском языке в условиях реального учебно-воспитательного процесса организаций основного среднего и общего среднего образования.
Пилотная школа несет ответственность за соответствие содержания предметов ЕМЦ, преподаваемых на английском языке, Типовым учебным программам обновленного содержания образования, за оптимальность и адекватность вспомогательных средств (формы, методы, приемы, технологии и др.), не превышающих предельную учебную нагрузку на обучающихся и соответствующих требованиям охраны их жизни и здоровья.
Сокращения и обозначения, применяемые в Положении:
ЕМЦ – естественно-математический цикл.
МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан.
МИО – местный исполнительный орган.
НАО – Национальная академия образования им. И.Алтынсарина.
CEFR – CommonEuropeanFrameworkofReference: Learning, Teaching, Assessment – 0бщеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка.
CLIL – Content and Language Integrated Learning – Интегрированноеобучениепредметуиязыку.
СОР – суммативное оценивание по разделу учебного предмета.
СОЧ – суммативное оценивание за четверь.
Основные понятия и термины, применяемые в Положении:
Пилотный проект – пробный, экспериментальный комплекс мер и средств, реализованный для изучения в целях дальнейшего принятия решения о целесообразности их широкого внедрения.
Пилотный режим – разновидность процесса (режима), в котором предельная нагрузка определяется вспомогательными средствами.
Первый язык (Я1) – это язык обучения в школе. Их в Казахстане пять: казахский (Я1), русский (Я1), узбекский (Я1), уйгурский (Я1), таджикский (Я1).
Второй язык (Я2) – это казахский язык (Я2) в школах с неказахским языком обучения и русский язык (Я2) в школах с нерусским языком обучения.
Третий язык (Я3) – это иностранный язык.
Целевой язык – это казахский (Я2), русский (Я2), английский (Я3), т.е. второй (-ые) и третий языки. В Пилотных школах целевым языком является английский язык.
CLIL-технология – интегрированое обучение языковым и неязыковым предметам.
II Цели и задачи Пилотных школ.
II.1 Цель: Создание необходимых условий для реализации пилотного проекта по обучению предметам ЕМЦ на английском языке.
II.2 Задачи:
II.2.1 Повышение уровня владения учителями предметов естественно-математического цикла английским языком в соответствии с международным стандартом CEFR.
II.2.1 Повышение квалификации учителей английского языка и предметов ЕМЦ по методике интегрированного обучения предмету и языку (CLIL-технология).
II.2.2 Применение методики интегрированного обучения предмету и языку (методика CLIL) через поэтапное изучение предметной терминологии, проведение внеклассных мероприятий и изучение отдельных разделов элективных курсов на английском языке.
II.2.3 Методическое обеспечение (учебники и учебные пособия, методические руководства и рекомендации, программы элективных курсов и др.) поэтапного перехода из режима частичного погружения в режим полного погружения в процесс обучения предметам ЕМЦ на английском языке.
II.2.4 Постоянное отслеживание динамики развития языковых и предметных компетенций обучающихся Пилотных школ (проведение мониторинга).
II.2.5 Выявление и документирование успешных практик в обучении предметам ЕМЦ на английском языке.
II.2.6 Определение стратегий широкого внедрения в казахстанскую
систему среднего образования положительного опыта учителей и педагогических коллективов Пилотных школ.
ІІІ. Требования к организации обучения предметам ЕМЦ на английском языке в Пилотных школах.
ІІІ.1. Подготовительная работа среди обучающихся 7-11-х классов и их родителей (законных представителей):
ІІІ.1.1 проводится разъяснительная работа среди обучающихся 7-11-х классов и их родителей по вопросам обучения предметам ЕМЦ на английском языке;
ІІІ.1.2 проводится анкетирование/опрос среди обучающихся 7-11-х классов на предмет желания изучать тот или иной предмет ЕМЦ на английском языке;
ІІІ.1.3 проводится анкетирование/опрос среди родителей обучающихся 7-11-х классов для выявления их отношения к Пилотному проекту;
ІІІ.1.4 выбирается один или несколько из 4-х предметов ЕМЦ для изучения на английском языке в том или ином классе с учетом готовности учителя-предметника;
ІІІ.1.5 проводится расширенное заседание педагогического совета с приглашением всех членов родительского комитета (Попечительского совета) Пилотной школы;
ІІІ.1.6 в случае принятия положительного решения о переходе к Пилотному проекту составляются два протокола: протокол педагогического совета и протокол родительского комитета (Попечительского совета);
ІІІ.1.7 коллегиальное решение педагогического совета и родительского комитета (Попечительского совета) оглашается на общем родительском собрании Пилотной школы;
ІІІ.1.8 заключаются договоры с родителями, опекунами, законными представителями детей или принимаются их заявления на обучение детей предметам ЕМЦ на английском языке.
ІІІ.2. Кадровое обеспечение Пилотного проекта:
ІІІ.2.1 к преподаванию предметов ЕМЦ на английском языке допускаются учителя, прошедшие курсы повышения квалификации:
ІІІ.2.1.1 по обновленному содержанию образования;
ІІІ.2.1.2 по английскому языку;
ІІІ.2.1.3 по CLIL-технологии;
ІІІ.2.2 учителя предметов ЕМЦ, владеющие английским языком на уровне А1 и А2, допускаются к преподаванию предметов из вариативного компонента Рабочего учебного плана Пилотной школы (факультативы, кружки и др.);
ІІІ.2.3 учителя предметов ЕМЦ, владеющие английским языком на уровне В1 и В2, допускаются к преподаванию предметов из вариативного и инвариантного компонентов Рабочего учебного плана Пилотной школы (факультативы, кружки и др.);
ІІІ.2.4 учителя английского языка допускаются к преподаванию
предметов ЕМЦ из инвариантного и вариативного компонентов Рабочего плана Пилотной школы в случае подтверждения соответствующей квалификации.
ІІІ.3 Институциональная поддержка пилотного проекта
ІІІ.3.1 приказом директора школы назначается руководитель Пилотного проекта из числа заместителей директора школы;
ІІІ.3.2 приказом директора школы создается Творческая группа Пилотного проекта из числа учителей английского языка и учителей предметов ЕМЦ, выбранных для пилотного обучения;
ІІІ.3.3 составляется План работы Творческой группы, который утверждается решением педагогического совета Пилотной школы;
ІІІ.3.4 встречи членов Творческой группы проходят не реже одного раза в две недели.
ІІІ.4 Учебно-методическое обеспечение:
ІІІ.4.1 разрабатывается проект Рабочего учебного плана Пилотной школы;
ІІІ.4.2 проект Рабочего учебного плана Пилотной школы обсуждается среди педагогов и родителей;
ІІІ.4.3 проект Рабочего учебного плана Пилотной школы согласовывается с соответствующим городским/районным отделом образования;
ІІІ.4.4 Рабочий учебный план содержит «Пилотный компонент» (с указанием предметов из инвариантного компонента ТУПов, названий спецкурсов по выбору, факультативов и др. на английском языке).
ІІІ.4.5 Пилотная школа применяет современные педагогические технологии в обучении предметам ЕМЦ на английском языке, основным из которых является технология интегрированного обучения языку и предмету (CLIL-технология);
ІІІ.4.6 Пилотное обучение предметам естественно-математического цикла на английском языке осуществляется в двух режимах: частичное и полное погружение;
ІІІ.4.7 частичное погружение в обучение предметам ЕМЦ на английском языке реализуется за счет:
ІІІ.4.7.1 изучения неязыкового предмета (естествознание, биология, химия, физика, информатика) на первом языке (язык обучения в школе) и на английском языке на отдельных этапах урока (к примеру, на этапе повторения или закрепления);
ІІІ.4.7.2 изучения предметной терминологии на английском языке (допускается с 5-го класса);
ІІІ.4.7.3 проведения отдельных внеклассных мероприятий по предметам ЕМЦ на английском языке (кружки, секции и другие формы дополнительного образования);
ІІІ.4.7.4 изучения отдельных или всех разделов элективных курсов по предмету ЕМЦ на английском языке;
ІІІ.4.7.5 совершенствования и закрепления навыков использования в
устной и письменной речи предметной терминологии на уроках английского языка;
ІІІ.4.8 полное погружение в обучение предметам ЕМЦ на английском языке реализуется за счет:
ІІІ.4.8.1 изучения одного или нескольких предметов ЕМЦ на английском языке из инвариантного и вариативного компонетов Рабочего учебного плана Пилотной школы;
ІІІ.4.8.2 проведения всех этапов урока по предметам ЕМЦ на английском языке (допускается исключение при объяснении нового материала);
ІІІ.4.8.3 проведения внеклассных мероприятий по предметам ЕМЦ на английском языке;
ІІІ.4.8.4 изучения элективных курсов по предметам ЕМЦ на английском языке.
ІІІ.5 Мониторинг Пилотного проекта:
ІІІ.5.1 Оценивание языковых и предметных компетенций обучающихся-участников Пилотного проекта:
ІІІ.5.1.1 оценивание языковых компетенций обучающихся проводится в рамках учебного предмета «Английский язык»;
ІІІ.5.1.2 оценивание языковых компетенций обучающихся по предметам ЕМЦ является частью суммативногооценивания по предмету «Английский язык»;
ІІІ.5.1.3 оценивание предметных компетенций проводится в рамках учебных предметов ЕМЦ;
ІІІ.5.1.4 оцениваение предметных компетенций обучающихся на английском языке проводится в рамках формативногооценивания по предметам ЕМЦ;
ІІІ.5.1.5 при оценке языковых компетенций в рамках CLIL-технологии языковые ошибки обучающихся не могут повлиять на оценку по предметам ЕМЦ, если они могут доступно продемонстрировать свои знания (грамматика может при этом страдать);
ІІІ.5.1.6 обучающиеся могут использовать и первый язык, отвечая на вопросы на уроках по предметам ЕМЦ;
ІІІ.5.1.7 при проверке письменных работ по предметам ЕМЦ языковые ошибки также не учитываются (если выраженная мысль или текст понятны), но педагог указывает это в своих комментариях;
ІІІ.5.1.8 на встрече учителей предметов ЕМЦ с учителем английского языка передается проблемный языковой материал, чтобы учитель языка мог отработать этот материал на своем уроке;
ІІІ.5.1.9 система оценивания при CLIL-технологии должна быть направлена на:
ІІІ.5.1.9.1 пополнение словарного запаса обучающихся на английском языке;
ІІІ.5.1.9.2 развитие умений обучающихся выражать мысли, передавать информацию последовательно в устной форме на английском языке;
ІІІ. 5.1.9.3 формирование умений слушать речь учителя и обучающихся, аудио/видеозаписи, понимать смысл услышанного текста на английском языке;
ІІІ.5.1.9.4 понимание прочитанного текста (учебного материала) на английском языке;
ІІІ.5.1.9.5 передачу информации в письменной форме (по необходимости);
ІІІ.5.1.10 оценивание языковых и предметных компетенций проводится в рамках системы критериального оценивания для классов, перешедших на обновленное содержание образования.
ІІІ.5.2 Мониторинг Пилотного проекта на постоянной основе:
ІІІ.5.2.1 диагностика языковых и предметных компетенций обучающихся на «входе» проводится в начале учебного года;
ІІІ.5.2.2 диагностика языковых и предметных компетенций обучающихся на «выходе» проводится в конце учебного года;
ІІІ.5.2.3 проводятся социологический опрос, регулярные беседы в фокус-группах среди обучающихся, педагогов и родителей;
ІІІ.5.2.4 данные мониторинга протоколируются и обсуждаются на встречах Творческой группы, основные результаты докладываются и обсуждаются на заседаниях педагогического совета и родительского комитета (Попечительского совета) Пилотной школы;
ІІІ.5.2.5 по итогам мониторинга выявляются и документируются успешные практики, обобщается передовой педагогический опыт в области обучения предметам ЕМЦ на английском языке;
ІІІ.5.2.6 внутришкольное управление мониторингом осуществляет руководитель Пилотного проекта (заместитель директора Пилотной школы);
ІІІ.5.2.7 внешнее управление мониторингом осуществляет Национальная академия образования им.И.Алтынсарина МОН РК.
ІІІ.6 Финансирование Пилотного проекта:
ІІІ.6.1 финансирование Пилотного проекта осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
ІІІ.6.2 применяется дифференцированный подход доплаты/надбавки к тарифным ставкам учителей-участников Пилотного проекта:
ІІІ.6.2.1 из республиканского бюджета на основании
приказа МОН РК № 181 от 29.02.2016 г.;
ІІІ.6.1.2 местного бюджета по решению МИО;
ІІІ.6.1.3 внебюджетных средств Пилотной школы по решению педагогического совета.
IV Права и обязанности участников образовательного процесса в Пилотных школах.
IV.1 Обязанности участников образовательного процесса в Пилотных школах.
IV.1.1 Обязанности руководителя Пилотного проекта (заместителя директора Пилотной школы):
IV.1.1.1 организут подготовительную работу – анкетирование/опрос
среди обучающихся 7-11-х классов и их родителей (законных представителей);
IV.1.1.2 заключает договоры с родителями обучающихся о сотрудничестве по обучению предметам ЕМЦ на английском языке (Приложение 1);
IV.1.1.3 осуществляет кадровое обеспечение Пилотного проекта;
IV.1.1.4 заключает договоры с членами Творческой группы Пилотного проекта о внедрении обучения предметам ЕМЦ на английском языке (Приложение 2);
IV.1.1.5 координирует работу, оказывает методическую помощь Творческой группе Пилотного проекта;
IV.1.1.6 проводит постоянную разъяснительную работу среди родителей обучающихся;
IV.1.1.6 организовывает и проводит мониторинг Пилотного проекта.
IV.1.2 Обязанности членов Творческой группы Пилотного проекта.
IV.1.2.1 Обязанности учителя английского языка – члена Творческой группы:
IV.1.2.1.1 повышает профессиональную квалификацию по методике преподавания предмета на английском языке и уровень владения английским языком;
IV.1.2.1.2 повышает квалификацию по CLIL-технологии;
IV.1.2.1.3 разрабатывает совместно с учителями предметов ЕМЦ учебный материал на английском языке (аутентичный материал);
IV.1.2.1.4 обсуждает на встречах Творческой группы, не реже одного раза в две недели, вопросы преподавания предметов ЕМЦ на английском языке;
IV.1.2.1.5 проводит оценивание языковых компетенций обучающихся по предметам ЕМЦ;
IV.1.2.1.6 разрабатывает задания суммативногооценивания языковых компетенции по предметам ЕМЦ;
IV.1.2.1.7 посещает уроки учителей-участников Пилотного проекта с целью обмена опытом, согласования совместных действий, проводит видеозапись и анализ уроков;
IV.1.2.1.8 проводит постоянную разъяснительную работу среди родителей обучающихся;
IV.1.2.1.9 участвует в мониторинге Пилотного проекта.
IV.1.2.2 Обязанности учителя предмета ЕМЦ – члена Творческой группы:
IV.1.2.2.1 повышает профессиональную квалификацию по методике преподавания своего предмета и уровень владения английским языком;
IV.1.2.2.2 повышает квалификацию по CLIL-технологии;
IV.1.2.2.3 разрабатывает совместно с учителями английского языка учебный материал по своему предмету на английском языке;
IV.1.2.2.4 обсуждает на встречах Творческой группы, не реже одного раза в две недели, вопросы преподавания предметов ЕМЦ на английском
языке;
IV.1.2.2.5 проводит оценивание предметных компетенций обучающихся по своему предмету;
IV.1.2.2.6 разрабатывает задания для суммативногооценивания предметных компетенций обучающихся по своему предмету;
IV.1.2.2.7 совместно с учителем английского языка разрабатывает задания для суммативногооценивания языковых компетенций обучающихся по своему предмету;
IV.1.2.2.8 проводит формативноеоцениваение предметных и языковых компетенций обучающихся по своему предмету;
IV.1.2.2.9 посещает уроки учителей-участников Пилотного проекта с целью обмена опытом, согласования совместных действий, проводит видеозапись и анализ уроков;
IV.1.2.2.10 проводит постоянную разъяснительную работу среди родителей обучающихся;
IV.1.2.2.11 участвует в мониторинге Пилотного проекта.
IV.1.2.3 Обязанности обучающихся-участников Пилотного проекта:
IV.1.2.3.1 участвовуют в анкетировании/опросе среди учащихся 7-11-х классов на предмет желания изучать тот или иной предмет ЕМЦ на английском языке;
IV.1.2.3.2 участвовует в диагностике языковых и предметных компетенций на «входе» и на «выходе»;
IV.1.2.3.3 выполняет задания на оценивание языковых компетенций при СОР и СОЧ;
IV.1.2.3.4 участвует в мониторинге Пилотного проекта.
IV.2 Права участников образовательного процесса в Пилотных школах.
IV.2.1 Права руководителя Пилотного проекта (заместителя директора Пилотной школы):
IV.2.1.1 посещает уроки учителей-участников Пилотного проекта с целью оказания методической помощи, проводит видеозапись и анализ уроков;
IV.2.1.2 осуществляет постоянный контроль за успеваемостью обучающихся и ходом учебного процесса;
IV.2.1.3 информирует в доступной форме о результатах мониторинга обучающихся и их родителей;
IV.2.1.4 требует от учителей-участников Пилотного проекта выполнения своих обязанностей.
IV.2.2 Права членов Творческой группы Пилотного проекта.
IV.2.2.1 Права учителя английского языка – члена Творческой группы:
IV.2.2.1.1 получает информацию о результатах анкетирования/опроса, мониторинга;
IV.2.2.1.2 получает доступ к образовательным ресурсам;
IV.2.2.1.3 разрабатывает учебно-методические, учебно-дидактические пособия по своим предметам;
IV.2.2.1.4 совершенствует уровень владения английском языком;
IV.2.2.1.5 документирует успешную практику обучения своему предмету на английском языке;
IV.2.2.1.6 распространяет свой успешный опыт в рамках Пилотного проекта (патентование, получение авторского свидетельства и др.);
IV.2.2.1.7 требует от обучающихся и их родителей соблюдения требований Пилотной школы.
IV.2.2.2 Права учителя предмета ЕМЦ – члена Творческой группы:
IV.2.2.2.1 получает информацию о результатах анкетирования/опроса, мониторинга;
IV.2.2.2.2 получает доступ к образовательным ресурсам;
IV.2.2.2.3 разрабатывает учебно-методические, учебно- дидактические пособия по своему предмету;
IV.2.2.2.4 совершенствует уровень владения английском языком;
IV.2.2.1.5 документирует успешную практику обучения своему предмету на английском языке;
IV.2.2.2.6 распространяет успешный опыт преподавания предмета на английском языке (патентование, получения авторского свидетельства и др.);
IV.2.2.2.7 требует от обучающихся и их родителей соблюдения требований Пилотной школы.
IV.2.3 Права обучающихся-участников Пилотного проекта:
IV.2.3.1 выбирают один или несколько из 4-х предметов ЕМЦ для изучения на английском языке;
IV.2.3.2 получают доступ к образовательным ресурсам;
IV.2.3.3 получают информацию о результатах мониторинга Пилотного проекта.
IV.2.4 Права родителей обучающихся-участников Пилотного проекта (прописываются в Договоре о сотрудничестве).