Функциональная
грамотность школьников – становление конкурентоспособной личности
Школа динамично меняет
свой облик. Перед учителями встают непростые вопросы: «Как учить в век
информатизации?», «Как повысить качество?», «Как знания, полученные на уроках,
помогут стать конкурентоспособной личностью?»
Основополагающим
документом системы образования в решении данных вопросов является Государственная программа развития образования и науки
Республики Казахстан на 2016–2019 годы, где указано: «Мир живет в
период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение
инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих
ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае
преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет
высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые
образовательные стратегии и политики».
Обновление содержания
образования в РК ставит перед собой главную цель: совершенствование
педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной
программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа
основана на развитии спиральной формы образования, основанной на когнитивной
теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное
рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного
обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели
традиционные формы обучения. Также развитие казахстанских учащихся будет
проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых
предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную
грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать
коммуникативные навыки общения со сверстниками и творчески подходить к решению
проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы –
привить учащимся основные человеческие нормы и правила, сформировать
толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного,
здорового ребенка.
Понятие функциональной
грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в
документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины
70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В
дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую,
экономическую грамотность.
Результативность процесса
развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной
грамотности учащихся в условиях школы зависит от
·
осуществления методической работы на основе
системы развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей
организованное взаимодействие по обеспечению и сопровождению деятельности,
направленной на удовлетворение образовательных потребностей и устранения
затруднений учителей в вопросах формирования функциональной грамотности у
учащихся;
·
мониторинга развития профессиональной
компетентности учителей как диагностической основы управления данным процессом.
Опыт такого комплексного
подхода к образованию накоплен в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Их создание
– один из самых амбициозных проектов Казахстана и пример реальной интеграции в
мировое образовательное пространство. Успешность проекта подтверждается и
вниманием к опыту казахстанских инновационных школ, который недавно впервые был
представлен в стенах одного из самых престижных вузов мира – Кембриджском
университете.
Поэтому для перехода на
новое качество образования так важна трансляция опыта НИШ.
С 2016 г. повсеместно в
стране осуществляется переход на обновленное содержание образования, внедрение
и сопровождение инновационных проектов.
В условиях решения этой
стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами
личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни.
Миссия школы
заключается в том, чтобы воспитать достойного гражданина: высоконравственного,
творческого, компетентного, принимающего и осознающего ответственность за
будущее своей страны.
Кроме того, в современных
условиях будущее наших детей зависит от того, с чем они выходят во взрослую
жизнь. Поэтому неслучайно в программе «Рухани жаңғыру» для воспитания
конкурентоспособной личности особое значение придается не только обучению
знаниям, но и формированию у подрастающего поколения системы ценностей, дающей
им здоровую духовно-нравственную основу. На какие цели должны ориентироваться
педагоги в воспитательной работе? Это прежде всего формирование у школьников
ценностей прагматизма и идентичности, позволяющим им в будущем быть открытыми
миру, но на прочном фундаменте своих традиций.
Однако воспитание
молодого поколения должно основываться не на призывах и декларациях, а на их
вовлеченности в реальные дела, на единстве обучения и воспитания, на синтезе
теоретических знаний и практики. Достичь такого синтеза позволяют
исследовательские и краеведческие практики «Туған елге тағзым», «Өлкетану»,
«Отаным – тағдырым», социальные практики «Саналы азамат», «Возьми ребенка на
работу», «10 дней на работе у родителей». Эффективному формированию социальных
коммуникаций учащихся способствуют такие акции как «100 книг, рекомендованных
для прочтения учащимся Назарбаев Интеллектуальных школ, Bookcrossing «Білімнің
көзі кітапта».
Главная цель программы
«Туған жер» – воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, любви к
своей малой родине, родной земле – Туған жер. И чтобы каждый гражданин
Республики, как и нация в целом, имел шанс на успешное развитие, нужно иметь
набор качеств, достойных человека XXI века, быть конкурентоспособным,
востребованным в обществе. А без компьютерной грамотности, знаний иностранных
языков, культурной открытости невозможно движение вперед. Поэтому мы должны
понимать, что в современном глобальном мире важным является воспитание и
обучение человека новой эпохи, которому по плечу новейшие технологии и
инновационные проекты, для которого духовная модернизация не пустой звук.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Родителям на заметку Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы. К групповым формам работы относятся конференции, родительские собрания, встречи, родительские клубы, клубы творчества. Важной и основной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительские собрания уместно проводить как обмен информацией по определенной тематике, проблеме или как обмен опытом по воспитанию детей. Первый класс – это серьезное испытание для вчерашних дошкольников и их родителей. Когда начинают появляться первые трудности, нужно как можно более корректно подойти к устранению вновь появившихся недостатков в подготовленности детей к обучению в школе. А они, конечно же, есть. Например, некоторые дети неправильно себя ведут в классе: громко комментируют происходящее на уроке, встают с места и ходят по классу, могут устроить перекус на уроке, не прореагировать на замечание учителя. Некоторые с трудом ориентируются в пространстве, плохо помнят месторасположение своего класса, столовой, туалета. То есть все ощущения счастливого ожидания чего-то нового и хорошего вчерашних дошколят меняются на настороженность, страх и другие отрицательные эмоции. Таким образом, первоклассник резко погружается в неизвестную для него школьную систему. Им нужно научиться не только считать, читать, писать, но и правильно вести себя в школе. Учителям и родителям необходимо создать для малыша определенные условия, чтобы он как можно легче прошел школьную адаптацию. Если всем объединиться, то и многочисленных трудностей в первом классе можно будет избежать. |