Закон Республики Казахстан № 405-v от 16.11.2015г.
« Об обязательном социальном медицинском страховании»
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного
социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права
граждан на охрану здоровья.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) отчисления – деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств в
фонд социального медицинского страхования, дающие право потребителям
медицинских услуг, за которых осуществлялась уплата отчислений, получать
медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского
страхования;
2) плательщики отчислений и (или) взносов (далее – плательщики) – лица,
осуществляющие исчисление, удержание, перечисление, уплату отчислений и (или)
взносов в фонд социального медицинского страхования в порядке, установленном
настоящим Законом;
3) фонд социального медицинского страхования (далее – фонд) – некоммерческая
организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также
осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих
медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа
медицинских услуг;
4)
уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) –
государственный орган, осуществляющий руководство в области охраны здоровья
граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического
образования, обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и
медицинской техники, контроля за качеством медицинских услуг;
5)
субъекты здравоохранения – организации здравоохранения, а также физические
лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической
деятельностью;
6)
закуп услуг у субъектов здравоохранения – планирование, выбор, заключение и
исполнение договора закупа медицинских услуг;
7)
взносы – деньги, уплачиваемые в фонд плательщиками взносов, указанными в пункте
2 статьи 14 настоящего Закона, и дающие право потребителям
медицинских услуг получать медицинскую помощь в системе обязательного
социального медицинского страхования;
8)
активы фонда – отчисления, взносы, пеня, полученная за просрочку уплаты
отчислений и (или) взносов, инвестиционный доход и иные предусмотренные
законодательством Республики Казахстан поступления в фонд за минусом
комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда, средств,
направленных на оплату услуг субъектов здравоохранения и возврат ошибочно
зачисленных или излишне уплаченных средств;
9)
объединенная комиссия по качеству медицинских услуг (далее – объединенная
комиссия) – консультативно-совещательный орган при уполномоченном органе,
создаваемый для выработки рекомендаций по совершенствованию клинических
протоколов, стандартов медицинского образования, лекарственного обеспечения, стандартов
системы контроля качества и доступности услуг в области здравоохранения;
10)
договор закупа медицинских услуг (далее – договор закупа услуг) – соглашение в
письменной форме между фондом и субъектом здравоохранения, предусматривающее
оказание медицинской помощи потребителям медицинских услуг;
11)
потребитель медицинских услуг – физическое лицо, имеющее в соответствии с
настоящим Законом право на получение медицинской помощи в системе обязательного
социального медицинского страхования;
12)
обязательное социальное медицинское страхование – комплекс правовых,
экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям
медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;
13)
система обязательного социального медицинского страхования – совокупность норм
и правил, устанавливаемых государством, регулирующих отношения между
участниками системы обязательного социального медицинского страхования;
14)
медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования
– объем медицинской помощи, предоставляемый потребителям медицинских услуг за
счет активов фонда социального медицинского страхования;
15)
срок страхования в системе обязательного социального медицинского страхования
(далее – срок страхования) – период, в течение которого сохраняется право на
получение медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского
страхования при перерыве стажа участия;
16)
стаж участия в системе обязательного социального медицинского страхования
(далее – стаж участия) – период, за который осуществлялась уплата отчислений и
(или) взносов;
17)
Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная
корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики
Казахстан, для оказания государственных услуг в соответствии с
законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений
на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по
принципу «одного окна», а также для оказания государственных услуг в
электронной форме.
Статья 2.
Сфера действия настоящего Закона
Статья 3.
Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском
страховании
Статья 4.
Принципы обязательного социального медицинского страхования
Обязательное
социальное медицинское страхование основывается на принципах:
1)
соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном
социальном медицинском страховании;
2)
обязательности уплаты отчислений и (или) взносов;
3)
солидарной ответственности государства, работодателей и граждан;
4)
доступности и качества оказываемой медицинской помощи;
5)
использования активов фонда исключительно на оказание медицинской помощи в
системе обязательного социального медицинского страхования;
6)
гласности деятельности фонда.
Примечание
РЦПИ!
Статья 5 вводится в действие с 01.01.2018
(см. ст. 41).
Статья 5.
Право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского
страхования
1)
за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов не менее двух
месяцев за последние двенадцать календарных месяцев (независимо от того, были
ли в этот период перерывы в отчислениях и (или) взносах), предшествующих месяцу
обращения за медицинской помощью в системе обязательного социального
медицинского страхования;
2)
обучавшиеся по очной форме обучения в организациях технического и
профессионального, послесреднего, высшего образования, а также организациях
послевузовского образования в форме резидентуры до истечения двенадцати
календарных месяцев, следующих за годом, в котором завершено обучение;
3)
освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом
4 статьи 28 настоящего Закона.
Примечание
РЦПИ!
Статья 6 вводится в действие с 01.01.2018
(см. ст. 41).
Статья 6.
Право выбора организации здравоохранения в системе обязательного социального
медицинского страхования
Порядок
прикрепления граждан к организации первичной медико-санитарной помощи
определяется уполномоченным органом.
Примечание
РЦПИ!
Статья 7 вводится в действие с 01.01.2018
(см. ст. 41).
Статья 7.
Медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования
1)
амбулаторно-поликлиническая помощь (за исключением медицинской помощи при
социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для
окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом), включающая:
первичную
медико-санитарную помощь;
консультативно-диагностическую
помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и
профильных специалистов;
2)
стационарная помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых
заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по
перечню, определяемому уполномоченным органом) – по направлению специалиста
первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках
планируемого количества случаев госпитализации, определяемого уполномоченным
органом;
3)
стационарозамещающая помощь (за исключением медицинской помощи при социально
значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих,
по перечню, определяемому уполномоченным органом) – по направлению специалиста
первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;
4)
высокотехнологичные медицинские услуги.
амбулаторно-поликлинической
помощи – в соответствии с утверждаемым уполномоченным органом перечнем
лекарственных средств и специализированных лечебных продуктов для бесплатного и
(или) льготного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными
заболеваниями (состояниями);
стационарной
и стационарозамещающей помощи – в соответствии с утвержденными медицинскими
организациями и согласованными в установленном порядке с уполномоченным органом
лекарственными формулярами.
Статья 8.
Обеспечение сохранности средств обязательного социального медицинского
страхования
1)
регулирования деятельности фонда путем установления норм и лимитов,
обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
2)
осуществления инвестиционной деятельности через Национальный Банк Республики
Казахстан;
3)
учета всех операций по инвестиционному управлению активами фонда в Национальном
Банке Республики Казахстан;
4)
ведения раздельного учета собственных средств и активов фонда;
5)
проведения ежегодного независимого аудита;
6)
представления фондом регулярной финансовой отчетности в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой
отчетности;
7)
определения перечня финансовых инструментов для инвестирования активов фонда.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 9.
Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование системы
обязательного социального медицинского страхования
Государственное
регулирование системы обязательного социального медицинского страхования
осуществляют:
1)
Правительство Республики Казахстан;
2)
уполномоченный орган;
3)
местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и
столицы.
Статья 10.
Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство
Республики Казахстан:
1)
утверждает перечень медицинской помощи в системе обязательного социального
медицинского страхования;
2)
принимает решения о создании, реорганизации или ликвидации фонда в порядке,
предусмотренном законами Республики Казахстан;
3)
определяет перечень финансовых инструментов для инвестирования активов фонда;
4)
устанавливает размеры резервов фонда на покрытие непредвиденных расходов;
5)
устанавливает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда;
6)
выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан,
настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента
Республики Казахстан.
Статья 11.
Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный
орган:
1)
разрабатывает и определяет порядок и сроки исчисления (удержания) и
перечисления отчислений и (или) взносов;
2)
разрабатывает и определяет порядок исчисления стажа участия и срока страхования
в системе обязательного социального медицинского страхования;
2-1)
разрабатывает и утверждает методику формирования тарифов на медицинские услуги
в системе обязательного социального медицинского страхования;
3)
разрабатывает размеры резервов фонда на покрытие непредвиденных расходов;
4)
разрабатывает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда;
5)
разрабатывает ежегодно предложение об установлении предельной величины
процентной ставки комиссионного вознаграждения от активов фонда, направляемого
на обеспечение деятельности фонда;
6)
разрабатывает перечень финансовых инструментов для инвестирования активов
фонда;
7)
разрабатывает и утверждает перечень, формы, сроки представления финансовой и
иной отчетности фондом для обеспечения контрольных функций;
8)
осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости фонда;
9)
осуществляет внутренний контроль деятельности фонда в порядке, установленном
законами Республики Казахстан;
10)
вправе получать сведения о деятельности фонда, а также сведения от
государственных органов и организаций, необходимые для осуществления своих
контрольных функций;
11)
осуществляет проверку деятельности Государственной корпорации в пределах
компетенции;
12)
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами
Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства
Республики Казахстан.
Сноска.
Статья 11 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 №
483-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней
после дня его первого официального опубликования).
Статья 12.
Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского
значения и столицы
Местные
исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы:
1)
обеспечивают реализацию прав граждан на медицинскую помощь в системе
обязательного социального медицинского страхования;
2)
обеспечивают планирование медицинской помощи в системе обязательного
социального медицинского страхования;
3)
оплачивают проезд внутри страны отдельным категориям граждан по перечню,
определяемому местными представительными органами областей, городов
республиканского значения и столицы, выезжающих за пределы населенного пункта
постоянного проживания для получения высокотехнологичных медицинских услуг в
рамках медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского
страхования;
4)
осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия,
возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики
Казахстан.
Глава 3. УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 13.
Участники системы обязательного социального медицинского страхования
Участниками
системы обязательного социального медицинского страхования являются:
1)
плательщики;
2)
потребители медицинских услуг;
3)
субъекты здравоохранения;
4)
уполномоченный орган;
5)
Национальный Банк Республики Казахстан;
6)
фонд;
7)
Государственная корпорация;
8)
иные уполномоченные органы.
Статья 14.
Плательщики
1)
государство;
2)
работники;
3)
индивидуальные предприниматели;
4)
частные нотариусы;
5)
частные судебные исполнители;
6)
адвокаты;
7)
профессиональные медиаторы;
8)
физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера.
Плательщиками
взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц,
постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов.
1)
на возврат ошибочно уплаченных сумм отчислений и (или) взносов, и (или) пени за
несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов;
2)
запрашивать и получать бесплатно у фонда необходимую информацию о перечисленных
суммах отчислений и (или) взносов;
3)
на реализацию иных прав, предусмотренных настоящим Законом.
1)
своевременно и в полном объеме исчислять (удерживать) и перечислять отчисления
и (или) взносы, а также пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату
отчислений и (или) взносов;
2)
самостоятельно осуществлять расчет и перерасчет размеров отчислений и (или)
взносов, уплачиваемых в фонд.
Статья 15.
Потребители медицинских услуг
1)
получение своевременной и качественной медицинской помощи;
2)
выбор медицинской организации в системе обязательного социального медицинского
страхования в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16.
Субъекты здравоохранения
1)
по согласованию с фондом заключать договоры с другими субъектами здравоохранения
для исполнения обязательств по договору закупа услуг;
2)
на обращение в фонд для разъяснения условий договора закупа услуг.
1)
своевременность, достоверность и корректность внесения данных в информационные
системы и электронные информационные ресурсы системы обязательного социального
медицинского страхования;
2)
доступ к информационным системам и электронным информационным ресурсам системы
обязательного социального медицинского страхования;
3)
предоставление по запросу фонда информации и документации, необходимых для
осуществления мониторинга исполнения условий договора закупа услуг;
4)
по требованию фонда доступ в медицинскую организацию, осуществляющую оказание
медицинской помощи, для мониторинга исполнения условий договора закупа услуг.
Статья 17.
Государственная корпорация
1)
осуществляет учет отчислений и (или) взносов на базе индивидуальных
идентификационных номеров и производит сверку поступлений отчислений и (или)
взносов с органами государственных доходов;
2)
в течение трех банковских дней перечисляет отчисления и взносы в фонд;
3)
осуществляет возврат ошибочно зачисленных сумм отчислений, взносов и (или) пени
за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов;
4)
в случае необходимости возврата через Государственную корпорацию ошибочно
уплаченных сумм отчислений и (или) взносов сообщает об этом плательщикам;
5)
осуществляет перечисление плательщикам ошибочно уплаченных сумм отчислений и (или)
взносов в течение трех банковских дней со дня перевода этих средств из фонда на
счет Государственной корпорации;
6)
обеспечивает конфиденциальность информации о состоянии и движении отчислений и
взносов, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики
Казахстан;
7)
в пределах своей компетенции ведет и актуализирует информационные системы и
электронные информационные ресурсы системы обязательного социального
медицинского страхования.
Глава 4. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 18.
Статус и активы фонда
1)
высший орган – единственный акционер;
2)
орган управления – совет директоров;
3)
исполнительный орган – правление;
4)
иные органы в соответствии с уставом фонда.
1)
отчислений, взносов, пени, полученной за просрочку уплаты отчислений и (или)
взносов, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на
обеспечение деятельности фонда;
2)
иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан поступлений в фонд.
1)
оплата расходов и мероприятий по оказанию медицинской помощи в системе
обязательного социального медицинского страхования;
2)
размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется
Правительством Республики Казахстан;
3)
возврат излишне уплаченных сумм отчислений и (или) взносов, иных ошибочно
зачисленных средств.
1)
предметом залога;
2)
взысканы по требованию кредиторов;
3)
предметом ареста или иного обременения имущества;
4)
взысканы инкассовым распоряжением по обязательствам фонда и третьих лиц;
5)
переданы в доверительное управление, за исключением случаев, предусмотренных статьей
21 настоящего Закона;
6)
предметом обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового
обязательства.
Статья 19.
Деятельность фонда
1)
сбор финансовых средств, поступающих в рамках обязательного социального
медицинского страхования;
2)
распределение таких финансовых средств между субъектами здравоохранения,
предоставляющими услуги по оказанию медицинской помощи в системе обязательного
социального медицинского страхования.
1)
ведение учета потребителей медицинских услуг в рамках обязательного
медицинского страхования;
2)
ведение учета субъектов здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской
помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;
3)
создание и развитие информационной системы и электронных информационных
ресурсов системы обязательного социального медицинского страхования.
Статья 20.
Права и обязанности фонда
1)
получать комиссионное вознаграждение от активов фонда на осуществление
собственной деятельности;
2)
запрашивать и получать информацию и документацию от участников системы
обязательного социального медицинского страхования, необходимые для
осуществления мониторинга исполнения условий договора закупа услуг;
3)
осуществлять мониторинг исполнения условий договора закупа услуг путем
посещения субъекта здравоохранения, осуществляющего оказание медицинской
помощи;
4)
создавать на территории Республики Казахстан филиалы и представительства в
порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5)
вырабатывать предложения по формированию перечня медицинской помощи в системе
обязательного социального медицинского страхования и размеров тарифов на
медицинские услуги, оказываемые в рамках медицинской помощи в системе
обязательного социального медицинского страхования;
6)
проводить консультативную и разъяснительную работу среди населения и
организаций здравоохранения по вопросам обязательного социального медицинского
страхования;
7)
осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики
Казахстан.
1)
осуществлять аккумулирование отчислений и взносов на обязательное социальное
медицинское страхование;
2)
обеспечивать своевременную оплату услуг субъектов здравоохранения на условиях
договора закупа услуг;
3)
размещать временно свободные средства фонда в финансовые инструменты через
Национальный Банк Республики Казахстан;
4)
обеспечивать проведение ежегодного независимого аудита;
5)
осуществлять возврат ошибочно уплаченных сумм отчислений, взносов и (или) пени
за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов;
6)
формировать резервы для покрытия непредвиденных расходов в порядке,
определяемом Правительством Республики Казахстан;
7)
планировать затраты на медицинскую помощь в системе обязательного социального
медицинского страхования;
8)
проводить мониторинг исполнения субъектами здравоохранения договорных
обязательств по качеству и объему медицинской помощи, оказанной потребителям
медицинских услуг;
9)
рассматривать жалобы и обращения граждан и организаций здравоохранения по
вопросам оказания медицинской помощи в системе обязательного социального
медицинского страхования;
10)
исполнять иные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан.
1)
распоряжаться активами фонда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
2)
заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не предусмотренной
законами Республики Казахстан.
Статья 21.
Инвестиционная деятельность фонда
Статья 22.
Учет и отчетность
Статья 23.
Аудит фонда
1)
по финансовой отчетности фонда;
2)
по активам фонда.
Ежегодный
аудиторский отчет по активам фонда включает проверку порядка ведения
бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в отношении активов
фонда на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством
Республики Казахстан.
Расходы
по ежегодному аудиту фонда осуществляются за счет собственных средств фонда.
Статья 24.
Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда
наличие
высшего профессионального (медицинского или финансово-экономического)
образования;
наличие
не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно
связанной с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в
организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо не менее
пяти лет стажа работы на руководящих должностях в субъектах
квазигосударственного сектора, либо не менее десяти лет стажа государственной
службы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях в
государственных органах либо не менее пяти лет стажа работы на руководящих
должностях в области здравоохранения.
1)
ранее совершившее коррупционное правонарушение;
2)
ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя,
главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или
подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения
данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого
руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица.
Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 25.
Источники финансирования
Источниками
финансирования системы обязательного социального медицинского страхования
являются:
1)
отчисления и взносы;
2)
иные поступления, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Статья 26.
Взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование
Взносы
государства на обязательное социальное медицинское страхование не уплачиваются
за иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории
Республики Казахстан, а также членов их семей.
с
1 января 2018 года – 4 процентов от объекта исчисления взносов государства;
с
1 января 2019 года – 5 процентов от объекта исчисления взносов государства;
с
1 января 2024 года – 6 процентов от объекта исчисления взносов государства;
с
1 января 2025 года – 7 процентов от объекта исчисления взносов государства.
Сноска.
Статья 26 с изменением, внесенным Законом РК от 22.12.2016 №
29-VІ (вводится в действие с 01.01.2017).
Статья 27.
Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование
с
1 июля 2017 года – 2 процентов от объекта исчисления отчислений;
с
1 января 2018 года – 3 процента от объекта исчисления отчислений;
с
1 января 2019 года – 4 процента от объекта исчисления отчислений;
с
1 января 2020 года – 5 процентов от объекта исчисления отчислений.
Сноска.
Статья 27 с изменением, внесенным Законом РК от 22.12.2016 №
29-VІ (вводится в действие с 01.01.2017).
Статья 28.
Взносы на обязательное социальное медицинское страхование
с
1 января 2019 года – 1 процент от объекта исчисления взносов;
с
1 января 2020 года – 2 процента от объекта исчисления взносов.
с
1 июля 2017 года – 2 процентов от объекта исчисления взносов;
с
1 января 2018 года – 3 процента от объекта исчисления взносов;
с
1 января 2019 года – 5 процентов от объекта исчисления взносов;
с
1 января 2020 года – 7 процентов от объекта исчисления взносов.
1)
дети;
2)
многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или
получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами
«Материнская слава» I и II степени;
3)
участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
4)
инвалиды;
5)
лица, зарегистрированные в качестве безработных;
6)
лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
7)
лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического
и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также
послевузовского образования в форме резидентуры;
8)
лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением
(удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до
достижения им (ими) возраста трех лет;
9)
неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически
воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
10)
пенсионеры;
11)
военнослужащие;
12)
сотрудники специальных государственных органов;
13)
сотрудники правоохранительных органов;
14)
лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях
уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений
минимальной безопасности);
15)
лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных
изоляторах.
Сноска.
Статья 28 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 №
483-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней
после дня его первого официального опубликования); от 22.12.2016 №
29-VІ (вводится в действие с 01.01.2017).
Статья 29.
Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов
В
случае, если объект исчисления отчислений и (или) взносов за календарный месяц
менее минимального размера заработной платы, установленного законом о
республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового
года, отчисления и (или) взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального
размера заработной платы.
Глава 6. ИСЧИСЛЕНИЕ (УДЕРЖАНИЕ) И ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
ОТЧИСЛЕНИЙ И (ИЛИ) ВЗНОСОВ
Статья 30.
Исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов
1)
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в
подпунктах 2), 3), 4) и 5) настоящего пункта), частными нотариусами, частными
судебными исполнителями, адвокатами и профессиональными медиаторами – не
позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;
2)
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в
подпунктах 3), 4) и 5) настоящего пункта), частными нотариусами, частными
судебными исполнителями, адвокатами и профессиональными медиаторами в свою
пользу – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;
3)
крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый
режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством
Республики Казахстан;
4)
субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим на основе
упрощенной декларации, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством
Республики Казахстан;
5)
индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на
основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством
Республики Казахстан для уплаты стоимости патента.
Статья 31.
Ответственность плательщика за несвоевременное перечисление отчислений и (или)
взносов
Взыскание
задолженности по отчислениям и (или) взносам производится на основе инкассового
распоряжения органа государственных доходов с направлением уведомления
плательщику в порядке, определенном уполномоченным органом.
Такое
уведомление не направляется в случае, если задолженность по отчислениям и (или)
взносам не превышает суммы в размере одного месячного расчетного показателя, установленного
на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Плательщик
обязан представить в орган государственных доходов список работников, за
которых производятся отчисления и (или) взносы, в сроки, установленные
уполномоченным органом.
В
случаях отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах для
удовлетворения всех требований, предъявляемых к плательщику, банк производит
изъятие денег плательщика в порядке очередности, установленной Гражданским
кодексом Республики Казахстан.
В
случае отсутствия денег на банковских счетах плательщика в национальной валюте
взыскание задолженности по отчислениям и (или) взносам производится с
банковских счетов плательщика в иностранной валюте на основании инкассовых
распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных
доходов.
По
распоряжению органов государственных доходов банки и организации,
осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны приостановить все
расходные операции на банковских счетах плательщиков, за исключением
государства, и исполнять указания, касающиеся перечисления отчислений и (или) взносов,
в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Распоряжения
органов государственных доходов о приостановлении расходных операций по
банковским счетам и кассе отменяются органом государственных доходов, вынесшим
такие распоряжения, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем
устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам и
кассе.
Статья 32.
Сообщение о произведенных отчислениях
Статья 33.
Возврат ошибочно уплаченных отчислений и (или)взносов на обязательное
социальное медицинское страхование и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную
уплату отчислений и (или)взносов на обязательное социальное медицинское
страхование
Суммы
ошибочно уплаченных плательщиком отчислений и (или) взносов и (или) пени за
несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов подлежат
возврату в порядке, определенном уполномоченным органом.
Глава 7. ЗАКУП У СУБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УСЛУГ ПО
ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ
Статья 34.
Порядок закупа у субъектов здравоохранения услуг по оказанию медицинской помощи
в системе обязательного социального медицинского страхования
1)
сбалансированности доходов системы обязательного социального медицинского
страхования с обязательствами по оказанию медицинской помощи;
2)
обеспечения территориальной доступности медицинской помощи в системе
обязательного социального медицинского страхования;
3)
равенства субъектов здравоохранения;
4)
добросовестной конкуренции;
5)
качества и эффективности оказания медицинских услуг.
1)
прошедшие аккредитацию в области здравоохранения в соответствии с Кодексом
Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2)
имеющие опыт предоставления соответствующей медицинской помощи на территории
Республики Казахстан непрерывно в течение трех лет, предшествующих месяцу, в
котором осуществляется закуп услуг.
1)
должностное лицо фонда (либо его близкие родственники, супруг(а) или
свойственники), обладающее правом принимать решение, является их учредителем,
участником либо акционером;
2)
договор закупа услуг, заключенный в течение предшествующих трех лет, был
расторгнут фондом в одностороннем порядке в связи с неисполнением,
несвоевременным либо ненадлежащим исполнением;
3)
договор закупа услуг, заключенный в течение предшествующих трех лет, был
расторгнут в одностороннем порядке по инициативе субъекта здравоохранения;
4)
финансово-хозяйственная деятельность субъектов здравоохранения приостановлена в
соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5)
субъектами здравоохранения предоставлены недостоверные данные и (или)
информация, содержащая ложные сведения о деятельности юридического лица.
Статья 35.
Договор закупа услуг
Медицинская
помощь в системе обязательного социального медицинского страхования
потребителям медицинских услуг предоставляется на условиях договора закупа
услуг, заключенного по итогам проведенного закупа услуг по оказанию медицинской
помощи в системе обязательного социального медицинского страхования, между
субъектом здравоохранения и фондом в соответствии с настоящим Законом.
Статья 36.
Оплата услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе
обязательного социального медицинского страхования
1)
результатов контроля договорных обязательств по качеству и объему медицинских
услуг;
2)
результатов государственного контроля и надзора в области здравоохранения;
3)
реализации гражданами права выбора субъекта здравоохранения в порядке,
предусмотренном статьей 6 настоящего Закона.
Статья 37.
Обеспечение качества медицинских услуг в системе обязательного социального
медицинского страхования
1)
совершенствованием стандартов в области здравоохранения, клинических протоколов
и алгоритмов по организации оказания медицинской помощи;
2)
аккредитацией медицинских организаций;
3)
внутренней экспертизой качества медицинских услуг;
4)
дополнительным образованием медицинских работников;
5)
государственным контролем в сфере оказания медицинских услуг.
Статья 38.
Основания и порядок расторжения договора закупа услуг
1)
неисполнение субъектами здравоохранения требований пункта
2 статьи 16 настоящего Закона;
2)
существенное нарушение субъектами здравоохранения условий договора закупа
услуг;
3)
иные случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и договором
закупа услуг.
Глава 8. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39.
Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об
обязательном социальном медицинском страховании
Нарушение
законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском
страховании влечет ответственность в соответствии с законами Республики
Казахстан.
Статья 40.
Переходные положения
Установить,
что с 1 января 2018 года подпункт 1) пункта
1 статьи 5 настоящего Закона будет действовать в следующей редакции:
«1)
за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов не менее шести
месяцев за последние двенадцать календарных месяцев (независимо от того, были
ли в этот период перерывы в отчислениях и (или) взносах), предшествующих месяцу
обращения за медицинской помощью в системе обязательного социального
медицинского страхования;».
Статья 41.
Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий
Закон вводится в действие с 1 марта 2016 года, за исключением статей
5, 6 и 7
настоящего Закона, которые вводятся в действие с 1 января 2018 года.