Приложение к
постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 25 апреля 2015 года № 327
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт
начального образования
1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт начального образования
(далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 56 Закона
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон) и
определяет требования к уровню подготовки обучающихся, содержанию начального
образования, максимальному объему учебной нагрузки.
2. Организации образования, реализующие общеобразовательные
программы начального образования (далее – организации образования), независимо
от их форм собственности и ведомственной подчиненности, а также языка обучения,
осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим Стандартом;
2) учебными программами и типовыми учебными
планами;
3) другими нормативными правовыми и правовыми
актами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики
Казахстан в области образования.
3. Применение Стандарта направлено на:
1) повышение качества обучения и воспитания за
счет достижения системы целей начального образования, представленной в виде
ожидаемых результатов обучения;
2) реализацию политики трехъязычного образования
путем создания необходимых условий для организации образовательного процесса на
государственном, русском и английском языках;
3) сочетание академической и практической
направленности начального образования, предусматривающее усвоение обучающимися
основ теоретических знаний и развитие умений применять полученные знания для
решения задач прикладного характера;
4) поэтапное наращивание предметных знаний и
навыков, обеспечивающее глубину и сложность содержания учебных предметов с
учетом возрастных возможностей обучающихся;
5) реализацию принципа единства воспитания и
обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей
образования и системы ожидаемых результатов обучения, которые определяют
содержательную основу ежедневного образовательного процесса;
6) обеспечение охраны здоровья детей, а также на
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся и их потребностей в получении дополнительных
образовательных услуг;
7) обеспечение эквивалентности начального
образования в условиях разнообразия типов и видов организаций среднего
образования;
8) поддержку и развитие инновационной практики в
организациях образования;
9) организацию объективной оценки деятельности
организаций образования по обеспечению качества образования.
4. Стандарт является основой для разработки:
1) типового учебного плана начального
образования для разных типов и видов организаций образования;
2) учебных программ по предметам начального
образования;
3) учебников и учебно-методических комплексов по
предметам;
4) критериев для оценивания учебных достижений
обучающихся по предметам;
5) систем управления, обеспечивающих достижение
ожидаемых результатов обучения и воспитания в организациях образования;
6) системы мониторинга образовательного процесса
организаций образования;
7) единых требований к материально-техническому,
информационному обеспечению образовательного процесса организаций образования;
8) параметров оценки деятельности организаций
образования по обеспечению качества образования.
5. Организации образования обеспечивают
здоровьесберегающую среду для достижения обучающимися ожидаемых результатов
обучения, определенных Стандартом, путем применения различных методов, форм и
педагогических технологий воспитания, обучения и развития.
6. В Стандарте применяются термины и определения
в соответствии с Законом. В
дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) базовое содержание начального образования –
состав, структура и объем содержания начального образования, подлежащего
обязательному изучению в организациях образования, независимо от их типа, вида
и формы собственности, а также языка обучения;
2) вариативный компонент учебной нагрузки –
составной компонент типового учебного плана, который определяется организацией
образования соответственно образовательным потребностям обучающихся;
3) внеурочная деятельность – составная часть
целостного учебно-воспитательного процесса в организации образования, одна из
форм организации свободного времени обучающихся, реализуемой сверхучебной
нагрузки, определяемой типовым учебным планом;
4) внешнее суммативное оценивание – определение
уровня усвоения знаний и сформированности навыков по завершении основного
среднего и общего среднего образования;
5) внутреннее суммативное оценивание –
оценивание, которое определяет уровень освоения знаний и сформированности
навыков обучащихся по завершении изучения разделов учебной программы в конце
учебной четверти;
6) образовательная область – составная часть
базового содержания начального образования, включающая совокупность родственных
учебных предметов;
7) особые образовательные потребности (нужды) –
потребности детей, включая детей с физическими и умственными недостатками,
которые по той или иной причине испытывают постоянные или временные трудности
для получения образования;
8) инвариантный компонент учебной нагрузки –
составной компонент типового учебного плана, определяющий учебные предметы,
обязательные для изучения всеми обучающимися в организациях образования,
независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка обучения;
9) инклюзивное образование – совместное обучение
и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее равный доступ
с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным
программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку
развития посредством обеспечения специальных условий;
10) критерии оценивания – утверждения, которые
позволяют учителям и обучащимся признать достигнута ли цель обучения при
формативном оценивании (критерии успеха), и утверждения, которые позволяют
оценить насколько хорошо обучащийся выполнил работу при внутреннем суммативном
оценивании (критерии выставления баллов);
11) мониторинг образовательного процесса –
cистематическое наблюдение, диагностирование, анализ, оценка и прогноз
состояния, динамики изменений результатов и условий осуществления
образовательного процесса в организациях образования;
12) типовой учебный план – документ,
регламентирующий перечень учебных дисциплин (предметов) и определяющий объем
инвариантного и вариативного компонентов учебной нагрузки соответствующего
уровня образования;
13) формативное оценивание – оценивание, которое
определяет текущий уровень освоения знаний и сформированности навыков
обучащихся в повседневной работе на уроке и/или дома и осуществляет оперативную
взаимосвязь между обучащимся и учителем в ходе обучения, позволяет обучащимся
понимать насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового
материала и достигают целей обучения.
7. В разделе «Требования к уровню подготовки
обучающихся» указаны ожидаемые результаты обучения по образовательным областям
в виде системы целей начального образования долгосрочного характера по
предметам, входящим в определенную образовательную область.
8. В разделе «Требования к содержанию
образования» указаны состав, структура и объем содержания начального
образования, подлежащего обязательному изучению в организациях образования,
независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка обучения.
9. В разделе «Требования к максимальному объему
учебной нагрузки» указаны недельная учебная нагрузка, продолжительность
учебного года, срок освоения общеобразовательных учебных программ начального
образования, наполняемость класса для деления на группы.
10. Стандарт вводится в действие поэтапно:
1) в 1 классах – с 1 сентября 2016 года;
2) во 2 классах – с 1 сентября 2017 года;
3) в 3 классах – с 1 сентября 2018 года;
4) в 4 классах – с 1 сентября 2019 года.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
11. Уровень подготовки обучающихся определяется через ожидаемые результаты
обучения, которые спроектированы с учетом специфики каждой образовательной
области, объединяющей несколько родственных учебных предметов: «Язык и литература»,
«Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Технология
и искусство», «Физическая культура».
12. Содержание образовательной области «Язык и
литература» реализуется в учебных предметах:
1) «Обучение грамоте», «Литературное чтение»,
«Казахский язык» в классах с казахским языком обучения, «Русский язык» в
классах с русским языком обучения, «Казахский язык» в классах с неказахским
языком обучения, «Русский язык» в классах с нерусским языком обучения,
«Английский язык»;
2) в организациях образования с языком обучения
этносов, компактно проживающих на территории Казахстана, в образовательную
область «Язык и литература» дополнительно входят «Родной язык и литература»
данного этноса. Учебные предметы «Родной язык» для организаций образования с
уйгурским, узбекским, таджикским языками обучения включаются в инвариантный
компонент типового учебного плана.
13. Ожидаемые результаты по завершении
начального образования по образовательной области «Язык и литература».
Первый язык (язык обучения), литература:
1) аудирование и говорение:
обучающийся понимает и передает основное
содержание беседы, прочитанного или услышанного текста; определяет, как
представлена точка зрения говорящего, делает выводы; понимает тему дискуссии и
участвует в ее обсуждении, соблюдая речевые нормы; осознанно использует в речи
синонимы, антонимы, омонимы, слова с прямым и переносным значением; использует
различные приемы пересказа содержания повествовательных и описательных текстов,
используя эмоционально-окрашенные средства выразительности; применяет различные
приемы пересказа содержания художественных произведений; рассуждает по поводу
прочитанного и услышанного, делится своими мыслями и эмоциями; аргументирует
свою точку зрения, соблюдая логическую последовательность; самостоятельно
составляет связные, логичные аргументированные высказывания в соответствии с
предложенной темой и коммуникативно заданной установкой; участвует в диалоге,
используя различные приемы речевого общения; анализирует представления о
духовно-нравственных ценностях казахского и других народов на основе
прочитанной, услышанной информации;
2) чтение:
обучающийся читает произведения устного
народного творчества и детской литературы, анализирует характер героев и дает
оценку их поступкам; отличает художественные тексты от нехудожественных;
определяет основную идею и композицию художественных произведений; определяет
жанр произведения, обосновывает свой ответ/выбор; определяет изобразительно-выразительные
средства, использованные автором для создания образа; делает выводы об
отношении писателя к своим героям; читает тексты, используя определенные виды и
стратегии чтения; определяет типы текста (описание, повествование и
рассуждение); выразительно читает рассказы/стихотворения; выразительно читает
стихотворения наизусть; определяет общечеловеческие ценности в произведениях
художественной литературы;
3) письмо:
обучающийся пишет собственные тексты различных
типов, жанров и стилей, обоснованно подбирая соответствующие слова; пишет в
соответствии с изученными грамматическими, пунктуационными и орфографическими
нормами; пишет тексты с использованием различных форм представления (рисунков,
схем, графиков, таблиц и т.д.); соблюдает гигиенические и каллиграфические
навыки письма; синтезирует небольшие тексты на темы, связанные с культурой,
обычаями своего и других народов, выражая свою нравственную позицию.
Второй язык (казахский/русский):
1) аудирование:
обучающийся понимает смысл аудиовизуального
материала, актуального для социально-бытовой и социально-культурной сфер
общения; понимает тему, основную идею, главную и второстепенную информацию
текста с достаточной полнотой, глубиной и точностью; понимает, как меняется
стиль речи в зависимости от ситуации общения, места общения и участников
общения (коммуникации), прогнозирует содержание истории/рассказа с учетом
различных мнений;
2) говорение:
обучающийся передает содержание рассказов,
историй, в том числе используя предварительные записи и план; формулирует
вопросы и выражает свою точку зрения по поводу прочитанного, услышанного;
самостоятельно составляет связные, логичные высказывания в соответствии с
предложенной темой и коммуникативно заданной установкой; участвует в диалоге,
выражая свое коммуникативное намерение в разных речевых ситуациях
социально-бытовой и социально-культурной сфер общения; понимает и объясняет
вклад национальной культуры в мировое наследие;
3) чтение:
обучающийся читает тексты, используя разные виды
и стратегии чтения; понимает ключевую информацию, выводы и оценки автора в
тексте, содержащем незнакомые слова; различает художественные и
нехудожественные тексты; находит нужную информацию в различных источниках;
демонстрирует понимание идей, событий и мотивов поступков героев; выясняет
значение незнакомых слов и фраз, используя словари и справочники; определяет
общечеловеческие ценности в художественных произведениях казахской и мировой
литературы;
4) письмо:
обучающийся делает короткие записи прослушанного
текста, прочитанной информации и увиденного события (заголовки, отдельные
факты, мнения); обобщает информацию прослушанного/прочитанного текста по
образцу; создает тексты с учетом их стилевой принадлежности; использует соответствующие
лексические единицы для создания текстов
повествовательного/неповествовательного характера с учетом орфографических,
грамматических и пунктуационных норм.
Третий язык:
1) аудирование:
обучающийся понимает основное содержание непродолжительной
беседы на знакомую тематику, распознает звучание знакомых слов и фраз; понимает
короткие вопросы о цветах и числах; использует контекстные подсказки для
прогнозирования содержания и смысла короткой беседы на знакомую тематику;
понимает общий смысл коротких историй, звучащих медленно и отчетливо;
2) говорение:
обучающийся формулирует основные утверждения и
высказывания о себе, формулирует вопросы; отвечает на вопросы; произносит с
правильной интонацией и ударением основные слова и фразы при описании предметов
и событий; выражает, что ему нравится и не нравится;
3) чтение:
обучающийся использует иллюстрированный словарь;
читает и понимает небольшие художественные и нехудожественные тексты на
социально-бытовую тематику; определяет основной смысл небольших текстов;
определяет специфичную информацию и детали в небольших текстах; определяет
общечеловеческие ценности в художественных произведениях казахской и мировой
литературы;
4) письмо:
обучающийся правильно пишет часто употребляемые
слова, демонстрируя знание различий между их написанием и произношением; пишет
под диктовку короткие предложения; правильно ставит знаки препинания в конце
предложений.
14. Ожидаемые результаты обучения по
образовательной области «Математика и информатика».
По завершении начального образования
обучающийся:
1) знает смысл понятий: «цифра», «число»,
«координатный луч», «доля числа», «обыкновенная дробь», «смешанное число»,
«числовое выражение», «буквенное выражение», «уравнение», «неравенство»,
«градусная мера угла», «развернутый угол», «смежный угол», «процент»,
«множество», «симметрия», «информация», «объект», «файл», «папка», «ярлык»,
«модель», «компьютерная сеть», «Интернет»; значение единиц разряда в десятичной
системе счисления; плоские и пространственные геометрические фигуры и их
элементы; формулы для вычисления периметра, площади квадрата и прямоугольника;
правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; назначение
объектов операционной системы; виды представления и единицы измерения
информации; основные части компьютера; устройства ввода и вывода; назначение
прикладных, сервисных программ и операционной системы, правила техники
безопасности при работе за компьютером;
2) понимает смысл и порядок арифметических
действий над натуральными числами, величинами и связи между ними; простые
зависимости между величинами; смысл операций «пересечение» и «объединение»
множеств; преобразование процентов в дроби, дробей в проценты; разницу между
постоянными и переменными величинами; назначение основных частей компьютера,
устройств ввода и вывода, элементов интерфейса операционной системы; влияние
компьютерной техники на здоровье человека; важность защиты информации и
устройств от вредоносных программ; необходимость сопровождения информации
ссылками на авторов;
3) применяет математические символы,
арифметические действия и их свойства для написания выражений, преобразования
числовых выражений, решения задач; устные и письменные приемы вычислений над
натуральными числами; стандартные и нестандартные единицы измерения величин
(длина, площадь, объем, масса, время); инструменты для измерения величин;
математический язык и графические модели для записи условий задач; алгоритмы
решений уравнений и неравенств; формулы вычисления периметра и площади
(квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника); диаграммы Венна для
представления отношений между множествами элементов; умение находить часть от
числа и число по его части; средства информационно-коммуникационной технологии
для сбора, хранения, обработки и передачи информации; прикладные программы для
работы с различными видами информации, для создания моделей; службы интернета
для решения поставленных задач; правила работы за компьютером;
4) анализирует рациональные приемы устного и
письменного счета; особенности геометрических фигур; результаты сравнения
значений числовых выражений и выражений с переменными; зависимости между
различными величинами (количество, стоимость, скорость, время, расстояние,
производительность труда, продолжительность работы, объем работы);
закономерности с нахождением недостающих элементов последовательности;
несложные комбинаторные и логические задачи; записи условий задач в виде схем,
чертежа, таблиц; данные и результаты, связанные со счетом, измерением;
возможности прикладных программ; последствия нарушения этических и правовых
норм в сети; информацию из различных источников, отобранную в соответствии с
заявленными требованиями;
5) синтезирует классификацию предметов по их
признакам и пространственному расположению; математическую модель зависимости
между величинами; простейшие модели реальных объектов и процессов реального
мира в виде изображений и чертежей; задачу и обратную к ней задачу по
предложенным данным или математической модели; последовательность по заданной
закономерности; модели объектов и ситуаций для решения практических задач с
применением информационно-коммуникационных технологий; знания о возможностях
прикладных программ и сетевых сервисов для решения различных задач;
6) оценивает результат измерения; истинность или
ложность простых высказываний о числах, величинах, геометрических фигурах;
данные, представленные в виде графика, таблицы, диаграммы; соответствие модели
заданным критериям; возможности использования прикладных программ и сетевых
сервисов для решения задач.
15. Ожидаемые результаты обучения по
образовательной области «Естествознание».
По завершении начального образования
обучающийся:
1) знает планеты Солнечной системы и их
особенности; основные естественнонаучные понятия о Земле и ее природе,
Вселенной; методы научного познания: наблюдение, эксперимент, опыт; основы
техники безопасности при планировании и проведении исследований; правила
поведения при стихийных природных явлениях; жизненный цикл человека, растений,
животных и грибов; особенности строения и расположения основных органов
человека, растений, животных и грибов и их функции; классификацию растений,
животных и грибов; основы процесса фотосинтеза; отдельные свойства света;
некоторые физические силы и причины их возникновения; отдельные виды энергии;
состав и свойства наиболее распространенных веществ на Земле; свойства
различных тел и некоторые области их применения; основные виды полезных
ископаемых и их значение, основные месторождения полезных ископаемых в
Республике Казахстан;
2) понимает смысл понятий макро- и микромира;
важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на
Земле; необходимость соблюдения личной гигиены; защитные функции организма;
значение компонентов природы для живых организмов; особенности организмов как
средств приспособления к окружающей среде; простые различия позвоночных и
беспозвоночных животных; необходимость рационального использования природных ресурсов;
3) применяет некоторые методы исследования для
изучения природных объектов, процессов и явлений; стандартные и нестандартные
единицы измерения природных объектов, явлений и процессов; простые приборы для
измерений некоторых характеристик природных объектов, процессов и явлений;
соответствующую научную терминологию для объяснения проведенного исследования;
знания о простых признаках видов растений и животных своей местности для
составления их классификации;
4) анализирует причинно-следственные связи между
компонентами природы; свойства материалов для определения возможностей их
применения; животный и растительный мир определенной территории; схожие и
отличительные черты разных сред обитания; данные собственных исследований и
материалы из различных источников;
5) синтезирует полученные знания и навыки для
планирования и проведения исследований объектов и явлений живой и неживой
природы; информационные материалы в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм,
таблиц; идеи по вопросам охраны окружающей среды; имитационные и графические
модели объектов, явлений и процессов микро- и макромира;
6) оценивает факторы развития и состояние
природных объектов, явлений и процессов; деятельность человека и следствия
научно-технического прогресса на состояние окружающей среды; влияние
научно-технического прогресса на жизнедеятельность человека; соответствие
полученных результатов собственного исследования сделанному прогнозу.
16. Ожидаемые результаты обучения по
образовательной области «Человек и общество».
По завершении начального образования
обучающийся:
1) знает структуру, состав и функции семьи,
школьного сообщества, где проходит повседневная жизнь обучающегося; основные
социальные функции человека; первоначальные сведения о взаимосвязи «человек –
общество»; понятия «безопасность», «здоровье» и их ведущие признаки;
особенности личности, семьи, сообществ и общества в целом, их значение и роль в
жизни человека; основные виды предметов обихода, их состав, свойства и
источники; общие сведения о географии и истории Казахстана; основные традиции и
фольклор казахского народа и народов Казахстана; роль и место Казахстана в
мире; государственные символы Казахстана; общечеловеческие ценности; правила
позитивного и дружеского общения, правила этикета, права и обязанности
школьника, правила здорового образа жизни;
2) понимает причинную обусловленность внешних
признаков человека; свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как
юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу;
ценность семьи, малой родины и Отечества; ценности многоционального
казахстанского общества; значение государственной символики Казахстана; нормы
нравственного поведения человека в обществе; свою сопричастность к жизни школы,
села, города, страны; значимость служения обществу; функциональные и
структурные особенности разных типов населенных пунктов; важность соответствия
мыслей, слов и поступков, ответственность за них; значение национальных
традиций, обычаев; роль путешествий в жизни людей и развитии общества;
значимость самопознания и саморазвития человека; содержание понятий «труд»,
«взаимопонимание», «жизнерадостность», «оптимизм», «доброжелательность»,
«щедрость», «великодушие», «патриотизм», «творчество» и их значимость; необходимость
ведения здорового образа жизни; значение природы как источника жизни; важность
бережного отношения к природе;
3) применяет методы познания для изучения
общественных процессов и явлений, выполнения учебных заданий и работ
творческого, познавательного, исследовательского, проектировочного характера;
личный опыт и знания в сфере путешествий, простых финансовых отношений; знания
о здоровом образе жизни, личной гигиене, питании и режиме дня; элементарные
знания в оказании первой доврачебной помощи; собственный и общественный опыт в
адаптации к окружающему миру; правила этикета; правила общения для поддержания
позитивных, дружеских взаимоотношений в семье и коллективе;
4) анализирует положение Казахстана в мире; роль
и значение изучаемых общественных явлений и процессов в жизни людей; сходства и
различия в культурно-обрядовых традициях казахского народа и других народов;
факторы развития личности, семьи, школьного сообщества; значение основных
ресурсов в жизнедеятельности человека; факторы здоровья и безопасности;
проявления человеческих чувств и поступки людей, их причины и следствия;
собственное эмоциональное состояние;
5) синтезирует знания и навыки для
систематизации и классификации общественных явлений и процессов; знания и
навыки для определения некоторых актуальных проблем общества; собственные
решения для ориентации в пространстве (место), времени (хронология), социальной
среде (общество); модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной
сферах; собственные проекты по безопасности жизнедеятельности, организации
путешествий; решения по собственному духовно-нравственному развитию;
6) оценивает собственное поведение и поступки
окружающих людей с позиции нравственных норм; значимость семьи, общества,
страны в жизни каждого человека; роль традиций и фольклора в современной жизни;
ценность предметов потребления по степени значимости и стоимости; степень
удовлетворенности своей работой на уроке; уровень своего прогресса в сфере
межличностных, общественных и финансово-экономических отношений; собственное
эмоциональное и физическое состояние; поведение людей с позиции общепринятых
нравственных норм.
17. Ожидаемые результаты обучения по
образовательной области «Технология и искусство».
По завершении начального образования
обучающийся:
1) знает основные виды линий и форм; основные и
дополнительные цвета; основные материалы и инструменты для рисования и
декоративно-художественной работы; основные виды и жанры искусства; основные
техники работы в различных видах искусства, некоторые шедевры мировых и
отечественных художников; основы музыкальной грамоты; основные средства
музыкальной выразительности; вокальные и инструментальные жанры и стили;
казахские народные инструменты и инструменты народов мира; некоторые образцы песенного
и инструментального репертуара казахской народной музыки, композиторов
Казахстана и других стран мира; способы создания простых музыкальных
импровизаций;
2) понимает связь искусства с жизнью;
взаимосвязь техники исполнения с соответствующим видом, стилем, жанром
искусства; особенности и значение национальных традиций и обычаев в
декоративно-прикладном искусстве Казахстана; значение произведений искусства в
культуре казахского народа и других народов мира; особенности и значение
музыкальных традиций казахского народа и других народов мира; передаваемые в
музыкальных произведениях идеи, чувства и настроение; особенности народной и
композиторской музыки;
3) применяет законы перспективы и композиции в
изображении предметов; творческие идеи для создания простых художественных
работ, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий;
различные художественные инструменты и техники для создания продуктов
художественного и технического труда; знания видов, стилей и жанров произведений
искусства при создании творческих работ; правила техники безопасности; средства
музыкальной выразительности для создания простых вокальных и инструментальных
импровизаций и аранжировок; навыки пения, игры на музыкальных инструментах
индивидуально и в ансамбле;
4) анализирует информацию по различным видам
искусства для организации самостоятельной работы; стили и жанры искусства
казахского народа и других народов мира; свойства и качества художественных
материалов и инструментов для проведения экспериментальной, исследовательской
работы в искусстве; творческие проекты по изобразительному искусству,
техническому и художественному труду; сходства и различия стилей и жанров
композиторской музыки; свойства звуков для проведения элементарной экспериментальной
работы и создания музыкальных импровизаций, аранжировок;
5) синтезирует творческие проекты по
изобразительному искусству, техническому и художественному труду, в том числе с
применением информационно-коммуникационных технологий; художественные работы,
используя способы и приемы работы в основных и смешанных техниках с различными
материалами и инструментами; простые импровизации и аранжировки музыкальных
произведений; творческие идеи по результатам исследований;
6) оценивает основной замысел, образы и идеи в
художественных работах и музыкальных произведениях; самостоятельно/коллективно
выполненные работы по художественному и техническому труду, музыкальные
сочинения, импровизации, аранжировки.
18. Ожидаемые результаты по образовательной
области «Физическая культура»
По завершении начального образования
обучающийся:
1) знает основные физические упражнения,
способствующие развитию организма, правила и технику их выполнения; правила
техники безопасности при выполнении физических упражнений; правила выполнения
разминки и заминки; способы контроля физических изменений в организме во время
выполнения физических упражнений; приемы развития частей тела и мышц для
улучшения физической подготовки;
2) понимает важность физической культуры для
укрепления здоровья; роль физической культуры и спорта в развитии страны и
формировании гордости за нее; уровни сложности выполняемых упражнений;
необходимость достижения требуемой интенсивности различных физических нагрузок;
значимость поддержки физического, психического и эмоционального здоровья;
риски, возникающие во время выполнения различных физических упражнений;
3) применяет навыки выполнения
самостоятельной/совместной работы для достижения согласованных целей; знание
правил и композиционных приемов во время выполнения комплекса физических
упражнений; правильную последовательность выполнения физических упражнений,
демонстрируя понимание времени, пространства и навыки координации движений;
специальные упражнения для устранения недостатков физического развития и
вероятных рисков для здоровья; основные принципы здорового питания и
двигательного режима;
4) анализирует собственные достижения и опыт в
выполнении физических упражнений для управления будущим обучением и поведением
в группе; улучшение индивидуальных способностей и уверенности в различных видах
физической деятельности; ситуации сотрудничества и честного соревнования в
достижении единых целей;
5) синтезирует определенные комбинации движений
из видов движений, а также стратегии, используя различные спортивные тактики;
знания и навыки для адаптации к различным ситуациям физической
деятельности;
6) оценивает трудности и риски, возникающие во
время выполнения различных физических нагрузок; собственные и чужие физические
возможности; свои возможности для участия в спортивных мероприятиях внутри и за
пределами школы.
19. Домашние задания даются обучающимся с учетом
возможности их выполнения (в астрономических часах) во 2-3 классах - не более
1,5 часа, в 4 классах – не более 2 часов.
20. Оценка учебных достижений обучащихся
осуществляется посредством использования критериального оценивания.
Критериальное оценивание основано на сравнении учебных достижений обучащихся с
четко определенными, заранее известными всем участникам учебного процесса
критериями оценивания (критерии успеха при формативном оценивании и критерии
выставления баллов при суммативном оценивании), соответствующими целям и
содержанию образования.
21. Оценивание осуществляется в соответствии с
системой целей обучения, представленной в учебных планах по конкретному
учебному предмету на основе отслеживания учебных достижений обучащихся по
каждому тематическому разделу.
22. Система критериального оценивания включает в
себя три вида оценивания: формативное оценивание, внутреннее суммативное
оценивание и внешнее суммативное оценивание.
23. Оценивание на уровне начального образования
осуществляется с использованием формативного и внутреннего суммативного
оценивания. Внешнее суммативное оценивание на уровне начального образования не
проводится.
24. Порядок критериального оценивания учебных
достижений обучащихся в организациях образования, реализующих учебные программы
начального образования определяется уполномоченным органом в области
образования.
25. Для обучающихся с ограниченными
возможностями в развитии создаются условия для получения ими образования,
коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
3. Требования к содержанию образования
26. Начальное образование нацелено на привитие обучающимся национальных и
общечеловеческих ценностей, являющихся общими для всех уровней образования и
призванных стать устойчивыми жизненными ориентирами личности обучающегося,
мотивирующими его поведение и деятельность.
27. В качестве базовых ценностей в содержании
начального образования определены:
1) казахстанский патриотизм и гражданская
ответственность;
2) уважение;
3) сотрудничество;
4) труд и творчество;
5) открытость;
6) образование в течение всей жизни.
28. Целью начального образования является
создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного
становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих
навыков широкого спектра:
1) функционального и творческого применения
знаний;
2) критического мышления;
3) проведения исследовательских работ;
4) использования информационно-коммуникационных
технологий;
5) применения различных способов коммуникации, в
том числе языковых навыков;
6) умения работать в группе и
индивидуально.
29. Базовое содержание начального образования
определяется с учетом следующих ориентиров:
1) соответствие динамичным запросам современного
общества;
2) необходимость развития критического,
творческого и позитивного мышления;
3) целесообразность усиления интеграции
содержания учебных предметов;
4) обеспечение единства обучения, воспитания и
развития.
30. Базовое содержание начального образования
реализуется в рамках политики трехъязычного образования. Цель трехъязычного
образования заключается в формировании полиязычной личности – гражданина
Казахстана, который владеет не менее чем тремя языками, умеет вести диалог в
различных сферах деятельности, ценит культуру своего народа, понимает и уважает
культуру других народов.
31. Трехъязычное образование практически
реализуется путем:
1) обеспечения уровневого усвоения казахского,
русского и английского языков в соответствии с международными
стандартами;
2) организации внеурочной деятельности на
казахском, русском и английском языках.
32. Базовое содержание начального образования по
каждой образовательной области определено в соответствии с основной миссией
начального образования, согласно которой необходимо не только обучать
школьника, но и закладывать основы его духовности и социально значимых
навыков.
33. Содержание предметов образовательной области
«Язык и литература» предусматривает применение коммуникативного подхода,
направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности.
Содержание языковых предметов направлено на развитие у обучающихся интереса и
позитивного отношения к изучению языков через игровую и познавательную
деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков
для обмена информацией, умения работать с текстом как речевым материалом,
понимания смысла фраз и выражений и использования их в конкретных ситуациях.
34. Изучение казахского языка и литературы,
русского языка и литературы в рамках второго языка основано на использовании
литературных текстов для развития речевых навыков обучающихся, умений
самостоятельно работать с разными видами и типами текстов.
35. Обучение второму (русскому/казахскому – в
зависимости от языка обучения) и третьему языку (английскому) ориентировано на
организацию уровневого усвоения языка.
36. Содержание образовательной области
«Математика и информатика» реализуется в учебных предметах: «Математика»,
«Информационно-коммуникационные технологии».
37. Содержание образовательной области
«Математика и информатика» направлено на формирование у обучающихся
первоначальных математических знаний для описания разнообразных объектов и
явлений окружающей действительности; на усвоение устных и письменных
вычислительных алгоритмов; на развитие общих приемов решения задач, умений
выстраивать логические суждения на основе измерительных и вычислительных
навыков; на формирование навыков использования элементарных инструментов информационно-коммуникационных
технологий, умений искать, выбирать, передавать информацию, проектировать
объекты и процессы, применять простейшие методы работы с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами для анализа, интерпретации и представления данных.
38. Содержание образовательной области
«Естествознание» реализуется в учебном предмете «Естествознание».
39. Содержание предмета «Естествознание»
призвано обеспечить элементарный уровень научных знаний в рамках системы
«Человек – Природа». Данный учебный предмет направлен на развитие природной
любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирования научного
понимания и видения окружающего мира. Содержание предмета структурировано по
принципу «от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Осмысление
причин и понимание взаимосвязи явлений и процессов живой и неживой природы,
осознание многообразия и сложности окружающего мира расширит кругозор
обучающихся. Учебный предмет «Естествознание» является пропедевтическим курсом
к изучению самостоятельных учебных предметов «Биология», «Физика» и «Химия» на
последующих уровнях образования, а также закладывает основы исследовательских
навыков, важных для любой отрасли знаний.
40. Содержание предметов образовательной области
«Человек и общество» реализуется в учебных предметах: «Познание мира»,
«Самопознание».
41. Содержание предметов образовательной области
«Человек и общество» ориентировано на обеспечение пропедевтических знаний в
рамках системы «Человек – Общество». Содержание учебных предметов направлено на
изучение общественных явлений прошлого и настоящего и их взаимосвязи,
взаимоотношений людей в семье, обществе; на формирование чувства гордости за
свою Родину, осознание своего места в семье, местном, региональном, национальном
и глобальном сообществе; на понимание ценностей казахстанского общества и
общечеловеческих ценностей; на раскрытие каждым учеником своих природных
способностей и творческого потенциала; на развитие уважительного отношения к
культуре своего и других народов, личной ответственности за свои поступки,
понимания чувств других людей и сопереживания им; на воспитание гуманного
отношения к человеку и окружающей среде.
42. Содержание образовательной области
«Технология и искусство» представлено учебными предметами «Изобразительное
искусство», «Трудовое обучение» и «Музыка».
43. Содержание предметов образовательной области
«Технология и искусство» направлено на формирование первоначальных
представлений о роли изобразительного искусства и музыки в жизни человека,
уважительного отношения к казахскому национальному искусству, традициям и
обычаям, искусству других народов мира; на развитие умений и навыков
осуществления различных видов художественной деятельности по изобразительному
искусству, техническому и художественному труду; на развитие первоначальных
вокальных и инструментальных навыков; на усвоение способов познания мира
посредством различных визуально-тактильных и музыкальных средств.
44. Содержание образовательной области
«Физическая культура» реализуется в учебном предмете «Физическая
культура».
45. Содержание предмета «Физическая культура»
направлено на развитие физических качеств, интереса к самостоятельному
выполнению общеразвивающих упражнений; на привитие культуры здорового образа
жизни; на формирование представлений о роли физической культуры в жизни
человека, умений самостоятельно находить информацию о спорте, национальных
видах спорта и использовать ее для укрепления здоровья; на формирование
культуры общения со сверстниками в условиях учебной, игровой и соревновательной
деятельности.
46. Срок освоения общеобразовательной учебной
программы начального образования – четыре года.
4. Требования к максимальному объему
учебной нагрузки обучающихся
47. Максимальный объем недельной учебной нагрузки обучающихся в начальной школе
составляет не более 29 часов.
48. Общий объем учебной нагрузки обучающихся,
включающий инвариантный и вариативный компоненты, а также недельная и годовая
учебная нагрузка по классам устанавливаются типовым учебным планом.
49. Продолжительность учебного года в 1 классе
составляет 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 30
дней. Каникулы предоставляются 3 раза в учебном году – осенью, зимой и весной.
Для обучающихся первых классов в третьей четверти дополнительно предоставляется
каникулярное время продолжительностью одна неделя.
Конкретные сроки каникул устанавливаются
уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования.
50. Деление класса на две группы осуществляется
в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов
в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся, в
малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков:
1) по казахскому языку в классах с неказахским
языком обучения;
2) по русскому языку в классах с нерусским
языком обучения;
3) по английскому языку;
4) по информационно-коммуникационным
технологиям;
5) по самопознанию.