2016-2017 учебный год является особенным для учителей и
обучающихся 1-х классов. Все 1-е классы нашей страны начнут внедрение учебных
планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015.
В мерах по обновлению содержания отечественного среднего
образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр
применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое
мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение
способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в
группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных
ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и
жизненного характера.
Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные
достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется
активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В
этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором
познавательной деятельности учащихся.
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне
зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом
заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели
обучения становятся общими для ученика и учителя.
Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что
отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть
инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.
Принципиально важным является создание дружелюбной среды,
благоприятной для развития обучающегося.
В рамках обновления содержания образования в начальной
школе предполагается:
– смещение акцентов с обучения, направленного на передачу
фактологического материала энциклопедического характера, на обучение способам
получения информации;
– социализация личности, способной к сотрудничеству и
самостоятельности;
– формирование умения самостоятельно добывать,
анализировать и эффективно использовать информацию;
– отход от традиционной организации учебного процесса,
когда, прежде всего, определялось содержание образования, отражаемое в учебных
программах, и акцентирование на ожидаемых результатах, определяемых по
образовательным областям и отражающих деятельностный аспект, т.е. учащиеся «знают»,
«понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».
Содержательным отличием
обновленных учебных программ является:
– принцип спиральности при
проектировании содержания предмета,то есть постепенного наращивания знаний и
умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по
классам);
– иерархия целей обучения
по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая
по наиболее важным видам предметных операций;
– педагогическое
целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что
позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;
– наличие «сквозных тем»
между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации
межпредметных связей;
– соответствие содержания
разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных
навыков;
– технологизация учебного
процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
Самый сложный и ответственный период начального уровня
образования – организация учебного процесса в первом классе.
Целью обучения в 1-х классах является формирование у
6-7-летних малышей навыков чтения по слогам, чтения целого слова,
выразительного пересказа, заучивания наизусть, привитие навыков грамотного
письма,развитие связной речи, формирование элементарной математической
грамотности, развитие знаний о себе и окружающей среде и т.д. Поэтому
формирование положительной мотивации к познавательной деятельности
первоклассников является особо важным, и учебный процесс должен быть построен
по принципу «от простого к сложному, от легкого к трудному».
Учащимся первых классов в первом полугодии учебного года
оценки не ставятся, применяются другие методы и приемы стимулирования. Также в
первом классе не задается домашнее задание.
Учебные занятия в организациях образования начинаются не
ранее восьми часов.
В соответствии с
приказом МОН РК от 17 сентября 2013 года № 375 для облегчения адаптационного
периода детей 1 класса учебная нагрузка усложняется постепенно, т.е.
применяется «ступенчатый» режим занятий с постепенным наращиванием учебной
нагрузки: в первом полугодии уроки проводятся по 35 минут, со второго полугодия
проводятся уроки по 45 минут.
В расписание 1 класса парные уроки не ставятся (приказ
Министра национальной экономики РК «Санитарные правила «Санитарно-
эпидемиологические требования к объектам образования» от 29 декабря 2014 года №
179).В течение учебного года для учащихся первых классов в третьей четверти
дополнительно предоставляются каникулы протяженностью в одну неделю.
Время перемен между уроками должно быть предусмотрено с
учетом времени на питание и отдых.
Сквозные темы
Одной из отличительных особенностей обновленных программ
является то, что средством интеграции предметов, разделов, тем, а также
осуществления межпредметных связей служат сквозные темы. Они органично вплетены
в содержание всех предметов и в систему долгосрочного и среднесрочного
планирования. Поэтому при подготовке краткосрочного плана учителю необходимо
соблюдать систему сквозных тем и учитывать их при составлении заданий и
организации деятельности учащихся на уроке.
Сквозные темы в первом классе распределены равным образом
– по две в каждой четверти, на каждую из них отводится примерно
одинаковоеколичество часов. Количество часов на каждую сквозную тему в
зависимостиот особенностей подготовки обучающихся варьирует сам учитель
(табл.2).
Таблица 2 – Сквозные темы
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Все обо мне |
Моя семья и друзья |
Путешествие |
Еда и напитки |
Моя школа |
Мир вокруг нас |
Традиции и фольклор |
В здоровом теле – здоровый дух! |
Учебные планы
Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях
обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему
долгосрочных и среднесрочных целей обучения.
Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным
программам, имеют рекомендательный
характер. В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей
по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся
на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты,
упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).
Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет
разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный
план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках
определенного раздела/подраздела/темы.
Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой
учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в
последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры,
определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В
среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем
отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов
внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя.
В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению
занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках,
включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и
др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных
особенностей и уровня успеваемости учеников класса. Краткосрочный план, или план
урока, составляется учителем самостоятельно
по примерному шаблону, представленному в конце
среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на
дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности
детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно
достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать
учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю
необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие
трудности при освоении учебного материала обучающимися.
При составлении краткосрочного плана учитель может
руководствоваться следующими рекомендациями:
– при организации урока необходимо руководствоваться
целями, указанными в учебной программе и в учебном плане;
– следует детализировать формулирование целей урока (по
принципу S.M.A.R.T.), то есть ставить конкретные, измеримые, достижимы цели;
– на уроке должны быть организованы все виды деятельности,
включенные в среднесрочный план;
– при необходимости следует дополнить виды деятельности по
усмотрению самого учителя.
Учитель должен выступать не как единственный источник знаний,
а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
Ресурсы
Для поддержки учителям будут предоставлены ГОСО РК-2015,
учебные программы и учебные планы (долгосрочные, среднесрочные и образец
краткосрочных планов), инструктивно-методические материалы по системе
критериального оценивания, цифровые образовательные ресурсы. Будет
осуществляться обучение учителей, поддержка через ресурсные центры
Интеллектуальных школ, система онлайн-консультирования. В целях оказания
методического обеспечения и помощи учителям Академией подготовлены методические
пособия и рекомендации по разработке краткосрочных планов по предметам образовательной
области «Язык и литература», по предметам «Математика»,
«Познание мира», «Естествознание», по обучению интегрированному предмету
«Художественный труд» и другие материалы.
Указанные пособия размещены на сайте Академии (www.nao.kz).
На официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные
школы» http://nis.edu.kz создана единая он-лайн
платформа по трансляции обновленного содержания образования, объединяющая всю
информацию по обновлению содержания образования и содержащая ссылки на сайты
всех центров www.cpm.kz,
www.cep.kz, www.erc.kz, www.cpi.kz.
Педагогические подходы и сотрудничество
Обновление содержания образования требует от учителя такой
организации деятельности в классе, которая обеспечивала бы развитие
индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося
через внедрение деятельностных технологий, реализацию принципа гуманного
подхода к детям.
Современному учителю необходимо иметь разнообразный
арсенал стратегий обучения для использования всех возможностей при
комбинировании различных педагогических подходов. Образовательные стратегии
включают работу со всем классом, в группах, самостоятельную работу, обратную
связь обучающихся. Учителю необходимо совершенствовать профессиональные
способности к сотрудничеству с коллегами по начальным классам, по
преподаваемому предмету, в рамках сетевых профессиональных сообществ, в
процессах коучинга и менторинга.
В отличие от действующих учебных программ в программы
обновленного содержания образования включен раздел «Педагогические подходы к
организации учебного процесса», в котором учителю предлагаются рекомендации по
использованию различных методов, технологий и стратегий для успешного
достижения целей обучения.
Например:
1) стратегии: самоуправляемая, экспериментальная,
критическая, коммуникативная, контекстная;
2) технологии: работа в малых группах (команде),
кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры, модульное
обучение.
3) методы: проблемное обучение, индивидуальное обучение,
междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, проектный метод.
Учитель должен стремиться к преодолению стереотипов в
преподавании и решении педагогических задач, к совершенствованию своих
личностных и профессиональных качеств. Для этого рекомендуется использовать
профессиональные сетевые сообщества учителей путем активного общения и обмена
опытом с коллегами, обсуждения и сотрудничества в онлайн и оффлайн режимах,
решения общих проблем и внедрения инноваций.
Система оценивания
Новая для
казахстанских общеобразовательных школ система критериального оценивания будет
направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к
обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии
оценивания, понятные для каждого ученика и для его родителей.
Рисунок 1 – Особенности
системы критериального оценивания
Содержание системы критериального оценивания определяется
стандартами, процессами, инструментами и результатами оценивания и
регламентируется рядом нормативных и инструктивно-методических документов. В
Правилах критериального оценивания определяется порядок организации и
проведения оценивания учебных достижений обучающихся начальных классов организаций
образования Республики Казахстан, в которых апробируются и внедряются учебные
программы начального образования в соответствии с ГОСО РК-2015. В документе
регламентируются: процедуры организации и проведения формативного и
суммативного оценивания; процедуры проведения модерации суммативного оценивания
за четверть; процедуры выставления оценок за четверть и учебный год;
рекомендации по ведению портфолио обучающегося.
Руководство
по критериальному оцениванию для учителей начальных классов общеобразовательных
школ определяет теоретические и практические основы для внесения изменений в
деятельность учителя по оцениванию учебных достижений обучающихся в рамках
внедрения обновленного содержания. Представленные рекомендации позволят
обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие установленным
стандартам и потребностям обучения каждого ученика.
Руководство
по внедрению критериального оценивания для региональных и школьных
координаторов является документом, отражающим видение развития образовательной
политики в области педагогических измерений, основные принципы и подходы по ее
реализации на уровне школы, области и региона. В руководстве представлены
ключевые направления деятельности по организации процессаоцениванияи
практические рекомендации в помощь координаторам.
В каждом управлении/отделе образования города/района и
школе будут назначены ответственные лица, координирующие процесс внедрения
системы критериального оценивания. Региональные координаторы определяются из
числа методистов городских/районных отделов образования, школьные – из числа
заместителей директоров общеобразовательных школ. Ключевая роль координаторов
заключается в обеспечении общего управления качеством системы оценивания,
реализации процессов и процедур, связанных с формативным и суммативным
оцениванием, и методической поддержки школам в осуществлении процедур оценивания.
Сборники заданий для формативного оценивания содержат
образцы заданий с дескрипторами для проведения формативного оценивания по всем
целям обучения каждой учебной программы. Задания носят рекомендательный
характер и могут быть адаптированы с учетом потребностей и возможностей
обучающихся.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию отражают подходы к организации и
проведению суммативного оценивания по разделам/сквозным темам и четвертям.
Документ содержит: рекомендации по разработке заданий для суммативного
оценивания по разделу/сквозной теме; образцы заданий по суммативному оцениванию
по разделу/сквозной теме с дескрипторами и баллами; спецификации суммативного оценивания
за четверть для разработки заданий и проведения процедуры; образцы заданий для
суммативного оценивания за четверть со схемами выставления баллов.
Структура критериального оценивания
Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в
течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное
оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание, в свою очередь,
включает процедуры суммативного оценивания по разделу/сквозной теме, четверти и
уровню среднего образования.
Рисунок 2 – Структура критериального оценивания
Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от
содержания предмета и вида критериального оценивания.
Формативное оценивание является
неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение
четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между
обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном
оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет
определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении
наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.
Формативное оценивание является процессом, который
оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений и
обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся.
Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью
обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты. Цели
обучения и ожидаемые результаты по каждому из разделов учебной программы
определяют содержание практики формативного оценивания.
Учитель должен охватить все цели обучения учебной
программы в процессе формативного оценивания. В помощь учителю подготовлены
сборники заданий для формативного оценивания, включающие критерии оценивания по
целям обучения, образцы заданий с дескрипторами.
Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом
индивидуальных особенностей своих обучающихся и контекста обучения. К каждому
заданию определяются дескрипторы. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и
точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме того,
дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся
испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи
обучающимся и родителям.
Суммативное оценивание в 1 классе
проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о
прогрессе обучающихсяпо завершении разделов/сквозных тем учебных программ 3-й и
4-й четвертей с выставлением баллов и оценок (табл. 3.
Таблица 3 – Количество процедур суммативного оценивания
согласно учебной программе начального образования, 1 класс
№ |
Предметы |
Процедуры суммативного оценивания | |||||||
Кол-во СО в I четверти |
СО за I |
Кол-во СО в II четверти |
СО за II |
Кол-во СО в III четверти |
СО за III |
Кол-во СО в IV четверти |
СО за IV | ||
1. |
Обучение грамоте |
- |
- |
- |
- |
2* |
10 неделя |
2* |
8 неделя |
2. |
Сауат ашу |
- |
- |
2* |
2* | ||||
3. |
Казахский язык (Т2) |
- |
- |
2* |
2* | ||||
4. |
Русский язык (Т2) |
- |
- |
2* |
2* | ||||
5. |
Английский язык |
- |
- |
2* |
2* | ||||
6. |
Математика |
- |
- |
3 |
3 | ||||
7. |
Естествознание |
- |
- |
2 |
1 | ||||
8. |
Познаниемира |
- |
- |
2 |
2 | ||||
9. |
Художественныйтруд |
- |
- |
2 |
2 | ||||
10. |
Музыка |
- |
- |
2 |
2 | ||||
11. |
Физическая культура |
- |
- |
2 |
2 |
*– Выставление баллов за
каждый вид проверяемой речевой деятельности
В процессе
фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания и навыки
обучающихся согласно содержанию учебной программы.
Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного
оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания. При
этом дескрипторы или схемы выставления баллов помогают учителю принять
объективное решение относительно каждого обучающегося. Данная информация, так
же, как и при формативном оценивании, может быть использована для планирования,
коррекции и проведения анализа процесса обучения.
Учителю рекомендуется проводить анализ результатов
суммативного оценивания за раздел/сквозную тему. Данный анализ позволит
определить уровни учебных достижений обучающихся.
Задания могут быть различных видов: диктанты, изложение,
эссе, тесты, лабораторные работы, контрольные работы, проекты и др.
Суммативное оценивание за четверть проводится в одинаковых
условиях для одной параллели. Повторное выполнение (переписывание) суммативного
оценивания за четверть не допускается.
В случае отсутствия во время проведения суммативного
оценивания за четверть по уважительной причине (болезнь, смерть близких
родственников, участие в конференциях, олимпиадах, научных и спортивных
соревнованиях и др.) обучающемуся разрешается пройти его в течение двух недель
после прибытия в школу, при этом используются дополнительные варианты заданий
суммативного оценивания.
Механизм выставления оценок
Результаты суммативного оценивания за раздел/сквозную тему
и четверть фиксируются в электронном журнале регистрации результатов. Все
расчеты баллов и оценок осуществляются в электронном журнале автоматически.
Выставление четвертных оценок в начальных классах:
В первом классе в течение 1-го полугодия суммативное
оценивание не проводится. Четвертная оценка выставляется только в 3-й и 4-й
четвертях.
Четвертные оценки складываются из результатов суммативного
оценивания за разделы/сквозные темы и за четверть.
Для выставления четвертных оценок используются результаты
суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть в определенном
процентном соотношении.
Соотношение суммативного оценивания за раздел/сквозную
тему и четверть при выставлении четвертных оценок определяется исходя из объема
осваиваемого учебного материала и количества суммативного оценивания за
раздел/сквозную тему в соответствии с учебной программой по предмету. В
методических рекомендациях по суммативному оцениванию представлено количество и
соотношение всех процедур. При этом на процедуры суммативного оценивания за
разделы/сквозные темы отводится 50%, на суммативное оценивание за четверть –
50% от общей суммы четвертной оценки.
Ведение журнала
Результаты суммативного оценивания за раздел/сквозную тему
и четверти выставляются в электронном журнале регистрации результатов
обучающихся.
В традиционном бумажном журнале учитель отмечает присутствие
учащихся на уроке и записывает тему подраздела предмета.